четверг, 6 ноября 2014 г.

Я БЕСПОКОЮСЬ, или Как справиться с детской тревожностью

Тревожность у детей — одна из основных проблем совре­менности. При том, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, но к 9—11 годам соотно­шение становится равномерным. После 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
Одной из причин повышенного уровня тревожности дошколь­ников многие авторы считают нарушение детско-родительских отношений. Некоторые родители, стремясь уберечь ребенка от любых реальных и мнимых угроз для его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащит­ности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию малыша, реализации его творческих спо­собностей и мешает его общению со взрослыми и сверстниками.
Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, занимают неправильную позицию. Они на­чинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо вы­смеивать его. И то, и другое может только способствовать усиле­нию тревожности.
На что следует обратить внимание
Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Родителям в такой ситуации следует:
Записать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку в течение дня, затем выделить те из них, которые способствовали не улучшению, а, возможно, ухудшению взаимо­отношений с ребенком. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо на­учиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.
- Родителям следует как можно больше общаться со своими детьми, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, в театр, на выставки, выезжать на природу.
Поскольку у тревожных детей часто появляется потребность кого-то любить и ласкать, то хорошо бы иметь дома собственных животных: кошку, собаку, хомячка или попугайчика. Совместный уход за любимым питомцем поможет выстроить партнерские отношения между родителями и ребенком.
 Короткие правила по взаимодействию с тревожными детьми;
-  Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на ре­лаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хва­лите его, но так, чтобы он знал за что,
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к малышу завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать как можно меньше замечаний.
- Используйте наказания лишь в крайних случаях. Не уни­жайте ребенка, наказывая его.
- Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности со­ревновательного характера.
-Не подгоняйте тревожных детей флегматического и мелан­холического типов темперамента, дайте им возможность дей­ствовать в привычном для них темпе (такого ребенка можно чуть раньше, чем остальных, посадить за стол, одевать его в первую очередь и т. д.).
- Хвалите ребенка даже за незначительные достижения.
- Не заставляйте малыша заниматься незнакомыми видами деятельности, пусть он сначала просто посмотрит, как это дела­ют его сверстники.
- Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и ма­териалы, уже им знакомые.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было постоянное место за столом и во время сна.
Отправить комментарий