Замечательным педагогам




Существует несколько основных подходов к работе педагога-психолога с профессиональным выгоранием педагогов. 
Одна из них - это забота педагога о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни; получение удовольствия; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой. 
Предлагаю Вашему вниманию несколько способов борьбы со стрессом, которые пеозволят преодолеть состояние беззащитности, уязвимости, перегруженности делами, рассеянности, нехватки времени.


Аутогенная тренировка "Полянка"

Займите самое удобное для вас положение. Расслабьтесь. Закройте глаза…, сосредоточьтесь на своем дыхании…сделайте глубокий  вдох и медленный выдох. Воздух заполняет вашу грудную клетку…легкие… Сделайте полный вдох… несколько спокойных, легких выдохов.Представьте, что вы находитесь на лесной поляне залитой теплыми солнечными лучами. Среди зеленой травки растет много ландышей. Посмотрите на эти цветы. Вдохните этот аромат. Вдох, выдох. Вокруг поляны много-много бабочек. Они порхают от цветка к цветку, обмахивают своими нежными крылышками. Понаблюдайте за ними. Они такие разные. Попробуйте медленно взлететь и покружиться с ними над полянкой. Опуститесь на землю. Вам приятно, тепло и уютно. 

Аутогенная тренировка "Заброшенный сад"

Представьте, что вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в которой находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном заду. Когда-то это был прекрасный сад, но уже давно за ним никто не ухаживает. Растения так разрослись, все настолько заросло травой, что уже не видно земли, трудно различать тропинки. Вообразите, что вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, окапываете, поливаете деревья. То есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид… Через некоторое время останавливаетесь и сравниваете ту часть сада, где вы уже поработали, с той, которую вы еще не трогали.

Аутогенная тренировка "Маяк"

Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Он стоит так прочно, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Днем и ночью, в хорошую и плохую погоду вы посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. У вас много энергии, вы в состоянии поддерживать постоянства вашего светлого луча. Этот луч скользит по океану, предупреждая мореплавателей о мелях.
Вы – символ безопасности для людей в море и на берегу. Ощутите внутренний источник света в себя – света, который никогда не может угаснуть.

Данные аутогенные тренировки и еще больше различных упражнений,  вы найдете в книге известного американского психотерапевта Джанетта Рейнуотера 


          «Правила техники педагогического общения»

Правило первое: педагог должен принимать воспитанника таким, каков он есть. Это значит - не раздражаться от неказистого внешнего вида воспитанника, от незнания. Неразвитости, от ошибок в поведении- ребенок имеет на них право; педагог должен быть искренне убежден (иметь установку), что каждый ребенок талантлив, а, значит, интересен.

Правило второе: относится к ребенку так, как будто он, уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть. Для всех непосвященных это будет выглядеть как парадокс, для педагога должно быть естественным и логичным, что если воспитанник дерется, ему нужно повторять: «Все знают, что ты у нас самый великодушный и благородный, что ты защитник всех слабых. Я тебе поручаю защищать…». Не очень способному к учению надо внушать веру в свои умственные возможности.

Правило третье: ребенок не всему сказанному педагогом поверит - у него есть собственная голова. Надо организовать деятельность воспитанника (хотя бы несколько педагогических ситуаций) так, чтобы дать возможность хотя бы на миг стать таким, каким он хотел бы быть, т.е. настойчивым, добрым, умным. И дать испытать от этого удовольствие, пережить упоительное наслаждение от себя хорошего, желаемого. Помочь познать сладость благодарности окружающих.Черствое, эгоистичное сердце потому и черствое, что оно не знает такой радости. 

Источник: Грехнев В.С. "Культура педагогического общения"

(доступны просмотр и скачивание)
Отправить комментарий